Вы здесь

О контексте и воздействии по поводу возвращения передач, сделанных в России и других странах: Это реальный риск для местных медиа

01 декабря 2020
902 просмотра
Существенные риски для информационной безопасности и для медиа, производящих местный контент - такие риски несут за собой предложения депутатов-социалистов о возвращении военных и информационно-аналитических передач из третьих стран, включая Россию, по мнению исследователей СМИ, оценивших их возможное воздействие. Данное положение содержится в законопроекте, зарегистрированном в парламенте 23 ноября, и, по мнению экспертов, фракция Партии социалистов наберет достаточно голосов, чтобы принять эту инициативу.

Новый законопроект, содержащий ряд изменений в Кодексе об аудиовизуальных услугах, разработали депутаты-социалисты Василе Боля, Богдат Цырдя и председатель парламентской комиссии по СМИ Адриан Лебединский.
Документ предусматривает новую формулировку действующей редакции Кодекса об аудиовизуале. В настоящее время молдавские телеканалы имеют право транслировать телевизионные и радиовещательные программы информационного, информационно-аналитического, военно-политического характера, произведенных в государствах–членах Европейского Союза, в США и Канаде, а также других государствах, ратифицировавших Европейскую конвенцию о трансграничном телевидении. Российская Федерация входит в число стран, подписавших, но не ратифицировавших эту конвенцию.

Однако парламентарии предлагают внести поправки в это положение, позволив таким образом транслировать программы из Российской Федерации и других стран, в следующей редакции: «В целях защиты национального аудиовизуального пространства и обеспечения информационной безопасности, поставщики медиауслуг и распространители медиауслуг  вправе включить в оферту услуг трансляцию телевизионных и радиовещательных программ военного содержания, местных или закупленных в третьих стран, которые соответствуют положениям Концепции и Стратегии информационной безопасности Республики Молдова ».

Ни в положениях, известных как «закон о борьбе с пропагандой», ни в предложениях социалистов нет прямого упоминания о том, что закон на самом деле нацелен на телеканалы из Российской Федерации. Депутаты от Демократической партии признали в 2017 году, что «законопроект по борьбе с пропагандой нацелен на передачи из Российской Федерации». Социалисты ранее обещали, в том числе в политических программах, что они собираются отменить так называемый «закон о борьбе с пропагандой», поскольку он нарушает права граждан на получение информации.

ГЛАВНАЯ МИССИЯ - «ВОЗВРАЩЕНИЕ ПРОПАГАНДЫ»

Медиа-исследователь Виктор Готишан считает это предложение «опасным», поскольку, по его мнению, авторы законопроекта хотят вернуть в Молдову «пропаганду кремлевской администрации». «На мой взгляд, это опасный законопроект, особенно потому, что он прикрывается маской фундаментального права - право на информацию - а  по сути возвращает и легализует кремлевскую пропаганду, производимую российскими СМИ, которая транслируется на территории Республики Молдова НТВ Молдова или Первый в Молдове», - поясняет Виктор Готишан.

По его словам, остальные поправки внесены в законопроект «лишь для формальности и призваны замаскировать предлагаемые изменения» в статье о защите национального аудиовизуального пространства. Он также считает, что, в первую очередь, принятие данного положения увеличат интенсивность внешней пропаганды и дезинформации. «Во-вторых, законопроект несет за собой реальные риски для местных медиа, производящих местный контент, по той простой причине, что им будет еще труднее конкурировать с контентом, производимым российскими СМИ. Это ударит напрямую по аудитории и, соответственно, по объему рекламы», - добавляет Готишан.

Кому выгодно принятие этой инициативы? «Ответ на этот вопрос очень простой: гражданам - не выгодно ни в одном случае, а исключительно подконтрольным ПСРМ медиа, которые паразитируют на подобном контенте и, таким образом, пополнят свою сетку вещания», - считает Виктор Готишан.

Николае Цибриган, эксперт Лаборатории анализа информационной войны и стратегического информационного взаимодействия (LARICS), считает, что «закон о борьбе с пропагандой» в Республике Молдова необходим и полезен, особенно в контексте «информационной агрессии с Востока», несмотря на то, что закон не оправдал своих ожиданий.
«Невозможно защитить информационную безопасность государства, “транслируя телевизионные и радиовещательные программы военно-политического характера” из других государств. И так вся геополитическая и внешнеполитическая повестка дня в Республике Молдова с информационной точки зрения заполнена преимущественно новостями о Российской Федерации. Ведь несмотря на закон о борьбе с пропагандой, вступившего в силу в 2018 года, у Москвы сохранилась способность влиять на решения в государстве при помощи политических партий, лиц, формирующих общественное мнение, или пророссийских лидеров», - отмечает Цибриган. 

Эксперт предвидит существенные риски для информационной безопасности в случае принятия упомянутых поправок, в том числе потому, что устойчивость молдавского общества «в отношении пропагандистских  сообщений находится на крайне низком уровне». Он приводит в пример опрос, проведенный CBS-Axа по заказу WatchDog в мае 2020 года, согласно которому доля респондентов, верящих в различные теории заговора, составила 50,4%. «Исследования поведенческой психологии показали, что люди, которые верят в теории заговора, с большей вероятностью могут поверить и в другие псевдонаучные и пропагандистские нарративы. (...) Если новые предложения социалистов будут приняты, то следует ожидать разрушительного воздействия на медиапространство», - прокомментировал он.

ЕСТЬ ЛИ ШАНСЫ, ЧТО НОВЫЙ ЗАКОН ПРИМУТ?

Румынский эксперт считает, что у ПСРМ есть необходимые голоса, чтобы принять эти предложения в двух чтениях. «И эти голоса не могут исходить от Демократической партии, потому что закон об антипропаганде это была их инициатива.  Он был принят благодаря закулисным договоренностям между Владимиром Плахотнюком и Игорем Додоном. Причем полномочия последнего пришлось временно отменить на некоторое время, чтобы он мог оправдываться, что это не имеет никакого отношения к нему. Даже тогдашний премьер-министр Павел Филип прямо обвинил Россию в том что она “вмешается, в том числе при помощи своих информационных каналов, оказывая поддержку пророссийским партиям в Республике Молдова”. (...) Фактически, этот проект также станет своего рода свидетельством о рождении нового олигархического парламентского большинства ПСРМ-ШОР», - уверен Николае Цибриган.

Виктор Готишан надеется, что не будет найдено достаточное количество голосов для принятия инициативы из-за «отсутствия преимуществ, которые она может принести медиа-сектору», но не исключает, что за проект может проголосовать новый возможный альянс, который может быть заключен в парламенте между ПСРМ и Платформой “За Молдову”. . «Если этот законопроект все-таки будет принят, то я еще раз смогу убедиться, что мы живем в стране абсурда. Ведь мы станем свидетелями того, что тем же депутатам, которые в 2017 году больше всего настаивали на принятии «закона о борьбе с пропагандой» - я имею в виду Серджиу Сырбу и его коллег, которые были в ДПМ, а сейчас находятся в Платформе за Молдову, - три года спустя приходится голосовать за отмену этого закона», - заключает Виктор Готишан.

Действующий президент Игорь Додон дважды отказывался принять так называемый «закон об антипропаганды». Вместо него, указ о промульгации был подписан тогдашним председателем парламента Андрианом Канду после решения Конституционного суда, который предоставил ему это право.

Ранее посол Великобритании в Кишиневе Стивен Фишер в интервью Media Azi заявил, что отмена так называемого «закона о борьбе с пропагандой» создаст определенные трудности, и считает, что «такого развития событий следует избегать».