Ион Бундуки, эксперт в области вещательных СМИ
Историческая справка
Цифровое телевидение появилось в начале 1990 годов, в ответ на нужды, связанные со сложностью обработки информации. Первый цифровой стандарт, названный DVB-S (Digital Video Broadcasting - Sattelite), был введен в 1994 г., будучи впервые внедренным Францией. Другой стандарт - DVB-T (Digital Video Broadcasting - Terrestrial), был введен в 1997 г., а позже был внедрен Швецией и Великобританией.
Литва начала тестирование наземного цифрового вещания в 2002 г.
В Румынии, сначала в Бухаресте в 2005 г, а затем и в Сибиу в 2006 г., были введены в эксплуатацию первые передатчики цифрового телевидения. Эстония завершила переход к наземному цифровому телевидению в 2010 г.
Ситуация в Молдове покрыта мраком.
- Сущность цифрового телевидения состоит в предоставлении преимуществ информационного общества каждой семье.
- Цифровое телевидение обеспечивает плюрализм средств массовой информации и медиа диверсификацию.
- Новые технологии вносят вклад и в развитие публичных вещательных компаний.
- Лучше обладать новым законодательством, чем постановлениями правительства и президентскими декретами.
- Предотвращаются монополии, концентрация собственности в одних руках и доминантные позиции в двух ключевых сегментах: a) инфраструктура и b) контент.
- Проводится разделение лицензирования для поставщиков мультиплекса и поставщиков контента.
- Бизнес, а не государство, или государство и бизнес, обеспечивают население оборудованием по приему цифрового сигнала по доступным ценам.
- Партнерства между государством, вещательными компаниями, поставщиками услуг сети и частными компаниями покрывают расходы по переходу.
- Переход к цифровому телевидению находится под контролем государства.
- Проводятся широкие кампании информирования населения.
- Процесс выбора социального пакета ТВ каналов является прозрачным и непредвзятым.
- Принимаются во внимание интересы населения и возможности вещательных кампаний, в особенности, некоммерческих, местных и региональных.
Так, например, документ не подчеркивает необходимость в предотвращении концентрации собственности в одних руках, создания монополий, доминантных позиций на рынке инфраструктуры и контента, не предусматривает четкого механизма государственного контроля над внедрением программы и др.
Документ предусматривал, что в мультиплекс 1 «войдут» национальный публичный канал, а также существующие частные вещательные компании «с внушительным покрытием и показателями аудитории». Такие положения не оставляют места для плюрализма и диверсификации.
Проект предусматривал, что лицензия для мультиплекса выдается либо на основании конкурса, либо «посредством процедуры аукциона, организованного НАРКИТ ...», либо посредством «конкурентных торгов», без указания условий их проведения.
Проект содержал оценку, вызывающую недоумение. Например:
a) если аналоговый передатчик передает лишь одну программную услугу, а цифровой 15, тогда почему расходы на содержание «вещательного оборудования ТВ программ в цифровом формате» ниже «на, приблизительно 25-30%, расходов на передачу одной ТВ программы в аналоговом формате»?
c) если не известно количество семей, нуждающихся в помощь в приобретении декодеров, тогда откуда мы знаем, что для этого хватит средств, полученных от «продажи лицензий на мультиплекс 2 и 3»?
Определенные рекомендации, полученные в рамках конференции, были приняты, и документ – частично видоизмененный, похоже, был утвержден Правительством спустя 2 года (!), в мае 2014 г. Спустя четыре месяцы мы узнаем, что проект был утвержден «в принципе», и его вернули в министерства для доработки. Финальная версия все еще остается тайной.
Цифровое телевидение может принести, как выгоды, так и опасность. Рекомендация Rec (2000) 23 Комитета Министров для государств-членов предлагает – если область телевизионного и радиовещания в стране не может быть признана, как обладающая плюрализмом либо диверсификацией, тогда оцифровывание лучше отложить, и заняться, в первую очередь, внедрением соответствующих реформ. В данном контексте, задержка перехода к цифровому телевидению может быть опасной – страна рискует остаться без телевидения; начать процесс перехода без необходимой подготовки также опасно – страна рискует сузить медиа плюрализм. Таким образом, для перехода необходима максимальная оперативность, но и максимальные меры предосторожности.
Публикация данного материала стала возможной благодаря щедрой помощи американского народа, предоставленной через Агентство США по международному развитию (USAID). Мнения высказанные принадлежат автору и не отражают в обязательном порядке взгляды USAID или Правительства США.