Вы здесь

Четыре тезиса Канду и ответ от Могерини

10 мая 2018
581 просмотр
Алина Раду, директор, «Ziarul de Garda»

«Только и делают, что пишут проекты, получают финансирование извне и осваивают эти деньги. У них уже вошло в привычку организовывать в этот день протесты. Вместо того, чтобы затевать протесты, лучше бы приходили и по мере сил помогали в реальных делах», Андриан Канду, спикер Парламента Республики Молдова, 3 мая 2018 года.
 
Андриан Канду является председателем Парламента всего три года, и проследить динамику его общения с прессой вовсе нетрудно. Так же легко можно измерить эволюцию свободы прессы в период с 2015 по 2018 год. Согласно Международному индексу свободы прессы («World Press Freedom Index») всего за три года показатель свободы СМИ в Молдове сократился на 5 баллов. Это очень много, учитывая, что до 2015 года позиции Молдовы в этом рейтинге понемногу росли. Если принять во внимание проевропейские обязательства молдавских властей и многочисленные обещания и декларации о демократизации в Молдове, а также тот факт, что посаженный отец спикера Парламента, Влад Плахотнюк, также является лидером правящей партии и медиамагнатом, снижение свободы прессы на 5 баллов всего за три года выглядит еще более драматичным.

Каким образом спикер парламента в государстве, которое является ассоциированным членом Европейского Союза, договорился до того, чтобы именно во Всемирный день свободы печати заявить будто бы протестующие журналисты ничего другого не делают, кроме как ищут внешнее финансирование и протестуют? Давайте прочтем послание Канду тезисно, по четырем позициям.

«Только и делают, что пишут проекты. Если абстрагироваться от слова «только» (на которое мы сошлемся в контексте четвертого тезиса), следует отдать должное Андриану Канду: независимая пресса и медийные НПО действительно пишут заявки на финансирование своих проектов. Лично я пишу проекты лет двадцать, и это самая суровая школа менеджмента, с которой я сталкивался когда-либо в своей жизни. Написание проектов – труд неблагодарный: у каждого донорского учреждения имеются собственные формуляры, заполняя которые ты должен показать, что работал качественно и прозрачно, и что то, что ты собираешь сделать, будет таким же прозрачным и необходимым обществу. Написание проектов развивает способность думать и писать организованно и системно, воспринимать организации в целом, с привязкой к определенному контексту. Человек с опытом написания проектов отличается хорошими управленческими навыками, знает, как составить план мероприятий, бюджетный план, у него выработан стратегический взгляд на область, в рамках которой предстоит работать. Я рекомендую преподавать такой предмет в школе, потому что многое в нашей жизни – сплошь проекты: образование, выборы, демократия, развитие, профессиональный рост или Молдова в целом.

«Получают финансирование извне и осваивают эти деньги». Подтверждаю. Это правда. К сожалению, для этих медиаучреждений и для проевропейского правления единственная возможность получить финансирование для независимых СМИ открывается извне, исходит от европейских или американских учреждений и от европейских и американских посольств. Молдавские правительства никогда финансирование для нужд независимой прессы не предоставляли, они заботились только о прикормленной прессе, натасканной на пропаганду. Отчего же финансирование из ЕС или США неприемлемо, а то и опасно?

Спрашиваю себя, а открывает ли когда-нибудь Андриан Канду страницу Парламента, которым руководит? Вот если бы открывал, то знал бы, что... веб-сайт законодательного органа был создан на базе гранта, полученного от Европейского Союза и реализованного Советом Европы! А сколько программ парламентской помощи были профинансированы извне, и о каком-либо возмущении со стороны спикера законодательного органа я что-то не слышал.

На сайте Правительства, которым руководит партия посаженного отца Андриана Канду, находим упоминание о некой Платформе по управлению внешней помощью. Вот там-то и представлено внешнее финансирование, получаемое молдавскими государственными органами. Имеется даже рейтинговый перечень доноров! Среди них: ЕС, США, Швейцарское агентство по сотрудничеству, Италия, Нидерланды, Чехия. Страны и агентства с хорошей репутацией, опытом и высоким уровнем демократии.
 
Может, все-таки, медийные НПО и учреждения в области СМИ, протестовавшие перед Парламентом, получают гранты от Северной Кореи, Азербайджана или других не-демократий? Открываем страницу http://www.media-azi.md/ и видим тех же доноров: ЕС, США, Швеция, Германия. Источники финансирования ZDG также все известны, они перечислены в Ежегодном докладе о деятельности: FPU из Нидерландов (ЕС) и Посольство Нидерландов в Бухаресте, NED из США, «Internews» из США, «Freedom House» из США, Правительство Румынии (ЕС).

(...)

Давайте немного поговорим и о формулировке «осваивают эти деньги». Я уверена, что Канду, будучи экономистом и юристом, знает, что деньги из грантов от европейских и американских учреждений могут быть потрачены только на базе грантового соглашения, а грантовые соглашения, заключаемые с такими серьезными учреждениями и государствами, содержат десятки положений, исключающих даже намек на что-то незаконное. Как экономист и юрист, Канду знает, что любой доллар или евро, выплачиваемый в виде зарплаты в Республике Молдова, обеспечивается долларом или евро, перечисляемым в виде налога в государственный бюджет Республики Молдова. Гранты означают заработную плату, рабочие места, налоги, поступления в государственный бюджет, прозрачность, европейские нормы в Республике Молдова. Вот почему непонятен мне дух критиканства, обуявший главного молдавского законодателя в вопросе о грантах.
 
«У них уже вошло в привычку организовывать в этот день протесты». Да, я полностью согласна с тем, что в последние три года перед Парламентом организовывались протестные акции в поддержку свободы прессы. Но это не мы привыкаем к этому, а правительство приучает нас к подобному.  Индекс свободы прессы резко снизился за последние три года. И граждане, в том числе журналисты, просто обязаны защищать свои права, за которые боролись 25 лет.

Почему три года назад журналисты опять начали протестовать? В 2015 году, когда было отмечено, что показатели свободы прессы в Молдове за предыдущий год немного улучшились, никакого возмущения со стороны СМИ не наблюдалось.

В 2016 году ухудшение положения дел стало очевидным: Молдова не только не поднялась в рейтинге Свободы прессы, но и опустилась на несколько пунктов. Ограничения в отношении свободной прессы становились все очевиднее: усложнился доступ к информации, возросла концентрация средств массовой информации под политической эгидой. В начале мая 2016 года свободные журналисты и медийные НПО организовали акцию протеста перед Парламентом. Андриан Канду вышел к журналистам, попросил их представить перечень проблем и пообещал способствовать их решению. Перечень проблем СМИ был озвучен во всеуслышание под лозунгом «Долой партийный контроль». Канду послушал, а затем... ничего не изменилось к лучшему.
 
В 2017 году ухудшение положения дел в прессе стало еще более очевидным. Индекс свободы прессы упал в Молдове еще ниже, свободные журналисты и медийные НПО указывали на обострение проблем, которые должны были быть решены в течение нескольких лет ассоциации с ЕС. В мае 2017 года перед Парламентом была установлена ​​клетка, которая символизировала изоляцию свободной журналистики, в условиях когда еще больше средств массовой информации попали под контроль партийных лидеров и их приспешников.  Андриан Канду и на этот раз вышел к журналистам, заявив следующее: «Вы хорошо знаете, что отмечен определенный, как мы полагаем, прогресс», пообещал содействовать решению проблем и удалился. Журналистам ничего не оставалось, как по-прежнему бороться с ограниченным доступом к информации и экономической обструкцией.

В конце апреля 2018 года ZdG организовала конференцию, посвященную вопросу доступа к информации и восприимчивости органов государственной власти, на которую были приглашены представители пресс-служб государственных учреждений. И если некоторые министерства и государственные органы восприняли это приглашение серьезно, приняв активное участие в дискуссиях, то как раз пресс-служба Парламента не откликнулась на приглашение, не пришла, и даже не потрудилась объяснить, почему не пришла. Однако, перейдем к следующей фразе.
 
 (...)
 
«Вместо того, чтобы затевать протесты, лучше бы приходили и по мере сил помогали в реальных делах», – упрекнул Канду из здания Парламента находившихся на улице репортеров. Многие из протестующих участвовали в возведении здания отечественных свобод тогда, когда Андриан Канду еще только набирался политических силенок. Фактически, до того, как Канду появился в Парламенте, независимые СМИ и медийные НПО приложили немало усилий к разработке законодательства в области СМИ, доступа к информации, создавали базы данных, способствовали открытию баз данных для всех граждан, взрастили и взлелеяли интерес общественности к контролю над деятельностью властей. Нынче же журналисты выступили в знак протеста против факторов, которые усложняют или подрывают их работу: политическая концентрация СМИ, партийный контроль над гласностью, доступом к общественной информации.

Как председателю законодательной власти в государстве, которое реализовало тысячи проектов благодаря миллионам евро внешнего финансирования, как спикеру Парламента в государстве, в котором, несмотря на поддержку Европы и Америки, серьезно страдают гражданские права, я рекомендовала бы Андриану Канду поучиться у европейских законодателей. «Независимая журналистика имеет исключительно важное значение для обеспечения подотчетности государств за их действия и для мониторинга демократических процессов», – заявила от имени ЕС 3 мая 2018 года Федерика Могерини. Вот почему ЕС предлагает финансирование независимым СМИ, вот почему медийные НПО и журналисты пишут свои проекты.