Вы здесь

Что рекомендует Совет Европы, ОБСЕ и Fredoom House по проекту Кодекса аудиовизуальных медиауслуг

26 июня 2018
613 просмотров
Устранение предложений о запрете программ, содержание которых является апологией коммунистического режима, ограничение возможностей увольнения генеральных директоров публичных аудиовизуальных компаний и выработка более точных критериев по назначению членов КСТР - вот некоторые из ключевых предложений, выработанных Советом Европы (СЕ), Freedom House и Организацией по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ) по проекту нового Кодекса аудиовизуальных медиа-услуг, недавно опубликованного на веб-сайте Парламента.
 
Эксперты Совета Европы отмечают, что большинство определений в тексте проекта соотнесены с европейскими директивами в данной области и что, с этой точки зрения, не требуют существенных замечаний.
 
В то же время, в одной из рекомендаций, эксперты констатируют, что термин «prime time» носит общий характер и парламентариям надлежит пересмотреть по результатам исследования внутренней аудиовизуальной аудитории, действительно ли являются субботние, воскресные и праздничные дни временем наиболее активного просмотра в интервале с 6:00 до 24:00.
 
В части второй главы, эксперты ЕС рекомендуют исключить абзац, запрещающий «трансляцию и/или ретрансляцию аудиовизуальных медиа-услуг, которые ограничивают свободу выражения», ввиду невнятности изложения и риска явиться чрезмерной в условиях, когда в других положениях содержатся требования по ограничениям, применяемым в отношении содержания. Заключение ОБСЕ подтверждает эту рекомендацию, поскольку она «может привести к двусмысленности и навязыванию произвольных ограничений».
 
Также, эксперты Совета Европы отмечают, что положения проекта о запрещении аудиовизуальных программ, содержание которых является апологией коммунистического режима, могут явиться нарушением свободы выражения. Эксперты уточняют, что формы коммунистического управления встречаются во многих странах, а в Республике Молдова есть также активная коммунистическая партия, а запрещение программ, поддерживающих коммунизм, способно нарушить права человека. Аналогичная рекомендация в этом отношении также содержится в заключении ОБСЕ, в котором говорится, что положения, предлагающие запрещение программ, оправдывающие тоталитарные режимы, сформулированы слишком расплывчато и не соответствуют действующим в настоящее время международно-правовым нормам.
 
В главе о линейных аудиовизуальных медиа-службах, полагают эксперты ЕС, продление лицензии на вещание не должно представлять собой разовое действие. Они считают, что до тех пор, пока условия лицензирования соблюдаются, не должно быть ограничений по количеству продления лицензий, и что это может принести пользу не только вещательным организациям, но и телезрителям.
 
Что касается разрешения на ретрансляцию, эксперты ЕС утверждают, что, как правило, дистрибьюторам медиауслуг не требуется получение разрешения от регулирующего органа, и отправка простого уведомления должна быть достаточной.
 
Что касается регулирования работы КСТР, эксперты ЕС рекомендуют публикацию отчета о финансовой деятельности Совета на веб-сайте учреждения.
 
Что касается национальных поставщиков медиа-услуг, эксперты ЕС разработали серию рекомендаций по улучшению операционной эффективности и обеспечению надлежащего отделения Совета наблюдателей от исполнительной власти. К ним относятся ограничение возможностей увольнения генерального директора, снижение роли парламента по продаже активов компании, а также рекомендация составлять более прозрачные годовые отчеты.
 
 Как в отзыве ЕС, так и ОБСЕ рекомендуется ввести ряд требований и профессиональных характеристик для кандидатов на должность генерального директора компании «Телерадио-Молдова», чтобы гарантировать профессиональную результативность и повышенную эффективность данной должности. ОБСЕ также утверждает, что положение, регулирующее потерю поддержки членов Совета наблюдателей в качестве одной из причин увольнения генерального директора Teleradio Moldova, слишком расплывчатое и общее, в связи с чем, должно быть устранено или заменено более подробными и объективными положениями, которые учитывали бы отсутствие профессиональной пригодности.
 
 ОБСЕ также пишет, что в проект кодекса требует конкретных ссылок на роль регулирующего органа, которая заключается в мониторинге и обеспечении эффективного и независимого функционирования средств массовой информации на государственной службе в соответствии с целью, миссией и мероприятиями, предусмотренными в законе и в любых других соответствующих документах.
 
 Кроме того, ОБСЕ рекомендует исключить положение, требующее, чтобы все программы, представленные на других языках, сопровождались переводом на румынский язык, обращая внимание законодателей на необходимость обеспечения уважения прав национальных меньшинств.
 
 В отзыве Freedom House, большинство положений считаются положительными, а также особо отмечается, что проект нового Кодекса значительно улучшился по сравнению с ныне действующим. Одна из первых рекомендаций, сформулированных в этом отзыве, касается установления четкой и конкретной меры, которая должна быть применена для устранения доминирующего положения в процессе формирования общественного мнения, за которым последуют санкции за несоблюдение радиовещательными организациями подобных мер. В частности, заслуживает внимание рекомендация FH о том, чтобы новый код предусматривал идентификацию владельцев медиа, вплоть до физического лица и конечного получателя услуг медиа-учреждения.
 
 Что касается органа регулирования, Freedom House считает, что проект кодекса соответствует большинству международных стандартов, в том числе в части предложения и назначения членов КСТР, а также относительно критериев, призванных обеспечить функциональную и финансовую независимость Аудиовизуального совета.
 
Также, Freedom House рекомендует четко и конкретно предусмотреть право Совета на принятие своих собственных внутренних Регламентов, причем с данной рекомендацией выступили и другие два международных учреждения, упомянутыми выше. В частности, FH рекомендует анализировать возможность проведения специального обзора с целью принятия дополнительных нормативов, устанавливающих пределы юрисдикции между Советом по телевидению и радио и Советом по конкуренции.
 
 Все три учреждения, которые пересмотрели проект нового Кодекса, сослались на необходимость уточнить или даже удалить ссылки на полномочия КСТР в части платформ по обмену видеоматериалами.
 
Отметим, что недавно несколько телевизионных каналов (TV8, PRO TV Chisinau и Regional Canal), а также две медиа-НПО - Центр независимой журналистики и Ассоциация независимой прессы подписали письмо в Совет Европы, в котором они жаловались, что предложение по восьмичасовой доле отечественного продукта в общем объеме вещания, установленное в проекте Кодекса медиа-услуг, слишком завышено в условиях рынка в Республике Молдова.
 
Проект Кодекса медиа-услуг был подготовлен в рамках парламентской рабочей группы по совершенствованию законодательства в сфере средств массовой информации. Документ был проголосован Парламентом в первом чтении 20 апреля 2018 года и, по завершении дебатов, будет проголосован во втором чтении.