В коммюнике, опубликованном 26 апреля, Moldsilva утверждает, что не запрещает съемку в лесах и что, в соответствии с приказом «Об улучшении коммуникации в сфере лесного хозяйства и недопущении предвзятого толкования проводящихся лесохозяйственных работ», принятым 26 февраля, «разрешается вести видеосъемку в лесном фонде, на территориях, где ведутся лесохозяйственные работы, на расстоянии 50 метров от них, до разграничения, отмеченного специальной лентой, на прилегающей к месту проведения работ территории, в присутствии специалистов в сфере лесоводства».
Представители агентства добавляют, что причина такого решения связана с безопасностью людей на участках, где ведутся эксплуатационные работы, в соответствии с положениями Лесного кодекса и других нормативных актов. «Также важно донести до общественности достоверную информацию о лесохозяйственных работах, что могут обеспечить только специалисты в этой области», – утверждается в заявлении.
Согласно опубликованному приказу, «доступ и видеосъемка на территориях, где проводятся лесохозяйственные работы (участках эксплуатации лесов), в целях соблюдения норм безопасности и охраны жизни, разрешаются только в присутствии одного или нескольких представителей администрации предприятия (директора, главного лесного инженера, начальника лесничества, других уполномоченных специалистов в сфере лесного хозяйства и лесохозяйственных работ)». При этом лесники обязаны будут уведомлять администрацию Moldsilva и полицию о случаях нарушения этих положений, в том числе о попытках доступа и несанкционированной съемки на соответствующих участках.
Бригадиры лесопромышленных отрядов в случае присутствия на указанных территориях посторонних лиц представят заявителям копию технологической карты эксплуатации участка, при этом, согласно приказу, без разрешения фотографировать документ не разрешается. Приказ, подписанный директором Moldsilva Думитру Кожокару, относится к числу «документов внутреннего распорядка».
Ранее Media Azi и юристы Центра независимой журналистики неоднократно пытались получить текст указанного постановления, однако безуспешно. Представители агентства запросили дополнительные аргументы в качестве основания для предъявления приказа.
ЗАЯВЛЕНИЕ MOLDSILVA: «МЫ УДИВЛЕНЫ ТЕНДЕНЦИОЗНЫМИ ИСТОЛКОВАНИЯМИ»
В совместном заявлении Совета директоров, состоящего из управляющих лесоводческими участками, также опубликованном 26 апреля, указывается, что сотрудники лесоводческой отрасли «удивлены тенденциозными истолкованиями содержания административных актов» и «расценивают высказывания и обсуждаемые открыто обвинения, касающиеся запрета доступа представителей СМИ в лесной фонд, как формы непосредственного вмешательства, ставящего под угрозу функционирование государственного учреждения, а также работы по восстановлению и высадке растений, в настоящее время проводящиеся в подведомственных лесных хозяйствах».
Глава Департамента лесного фонда, охраняемых территорий и лесовосстановления при агентстве Moldsilva Петру Ротару пояснил в рамках передачи Media Azi, транслировавшейся 26 апреля, что информационные щиты о типах вырубок и других подробностях будут устанавливаться рядом с местами, где ведутся лесохозяйственные работы, и отрицал то, что журналистам будет отказано в доступе к съемкам: «Это не так. Мы во втором пункте указали, что нахождение на территории или лесном участке разрешается в присутствии лесника либо представителя лесхоза или лесничества, человека, знающего, какие работы проводятся, и готового предоставить разъяснения».
Вместе с тем юрист Центра независимой журналистики Кристина Дурня считает, что особый режим съемок, установленный Moldsilva, подразумевает «ряд ограничений конституционных прав граждан». Она напоминает, что закон гарантирует всем лицам право на свободное передвижение и свободу выражения мнений, в том числе свободу искать, получать и распространять факты и идеи.