You are here

Ксения Симинчук, офицер по связям при Управлении Верховного комиссара ООН по правам человека: Общество видит людей с ограниченными возможностями такими, какими их представляет пресса

20 June 2016
1109 reads
Media Azi: Вскоре исполнятся шесть лет со дня, когда Парламент Молдовы ратифицировал Конвенцию ООН о правах инвалидов, взяв на себя определенные обязательства в отношении людей с особыми потребностями. Какие проблемы все еще актуальны и почему они до сих пор не были решены?

Ксения Симинчук: Мы отмечаем шесть лет в июле. За это время, люди с ограниченными возможностями получили поддержку гражданского общества и международного сообщества, что в целом сделало возможным соблюдение требований, предусмотренных Конвенцией. Однако в этом отношении существует еще много изъянов. В частности, следует отметить статью 9 Конвенции, касающуюся доступности. Даже в новых строящихся зданиях не предусмотрены пандусы, что усложняет доступ людей с ограниченными возможностями в публичные учреждения. Пандусы, которые зачастую установлены неверно, непригодны для использования и могут привести к различным травмам людей, пользующихся инвалидными креслами, пожилых людей или людей с ограниченной подвижностью, мам с детьми в колясках. Хотя согласно Конвенции предприятия и владельцы строений, открытых для населения, должны обеспечить свободный доступ в здания, условия для этого не созданы и никто не наказывает за подобные факты.

Другая проблема касается светофоров, особенно для незрячих людей. Если пандусы в некоторых учреждениях все же были установлены, то для людей с инвалидностью по зрению не делается абсолютно ничего. Скользкие и не обозначенные лестницы, прозрачные двери, блестящая и отражающая свет плитка – все это дезориентирует. Кроме того, светофоры не всегда работают, и если человек невнимателен, он может попасть под машину. Тротуары не оснащены тактильными плитами, на зебрах нет рельефа, чтобы проходя по ним, можно было бы понять, что ты находишься на пешеходном переходе. Для слабовидящих, отсутствие таких указателей - тяжелое испытание. Без них, они нуждаются в сопровождении, а это не всегда бывает возможным.

- ООН в Молдове осуществляет различные проекты в поддержку людей с ограниченными возможностями. Расскажите, пожалуйста, о самых важных из них…

- Еще в 2011 году Представительство ООН в Молдове проанализировало свои политики и стратегии в отношении людей с ограниченными возможностями, чтобы адаптировать их к актуальным проблемам этих людей. Таким образом, первый этаж Представительства ООН был переоснащен с учетом стандартов доступности. Мы подумали и об используемых нами средствах связи, и начали адаптировать информацию таким образом, чтобы она была доступной. Мы использовали более заметные шрифты, более крупные буквы, удобный контраст для любого, кто пожелает прочесть информацию. Идет речь не только о людях с ограниченными возможностями – этими услугами пользуются и пожилые. Accessibility.md – это информационный портал, доступный всем. Мы надеемся, что и другие учреждения последуют нашему примеру и будут представлять свою информацию доступным для всех образом. У нас уже установлено партнерство с Центром электронного управления, так как мы хотим того, чтобы государственные услуги были открытыми. При помощи такого портала, мы хотим привлечь внимание всех к тому, что информация должна быть доступной и соответствовать международным стандартам.

- Нам известно, что Представительство ООН запустило открытый конкурс стажировок, предлагаемых людям с особыми потребностями, работающим в СМИ. Какова цель этих стажировок?

- К Всемирному дню недискриминации (3 марта) мы запустили эту программу стажировок и уже отобрали 13 стажеров из уязвимых групп, чьи стажировки продлятся от трех до пяти месяцев. У стажеров уже есть опыт, они многому научились, приобретают знания и готовы занять рабочие места. Большинство мест, предлагаемых для стажировки, имеют отношение к таким сферам как коммуникации, журналистика, логистика и т.д. Стажировки, предлагаемые ООН, направлены на укрепление уверенности в себе помогают в поиске работы. Работодатели зачастую не верят в способности таких людей, и даже не дают им возможность показать, на что они способны.

Реализованные ООН исследования показали, что уровень принятия людей с ограниченными возможностями выше, если они интегрированы в общество. Поэтому мы запустили проект «Эстафета разнообразия», при помощи которого мы стремимся передать нашу модель стажировок государственным и частным учреждениям. В настоящее время, семь учреждений, в основном из сферы СМИ, переняли эстафету. Теперь мы ищем кандидатов для стажировки на телеканалах СТС Молдова, Jurnal TV, Молдова 1, а также в газете Ziarul de Gardă, портале Newsmaker.md, Коалиции по недискриминации, компании Magenta Consulting. Один телеканал уже принял стажера на пост второго ведущего одной программы, который также будет готовить репортажи. Мы надеемся, что эта эстафета будет передана и другим учреждениям, чтобы можно было интегрировать социально и профессионально больше людей с ограниченными возможностями.

- Раз уж мы затронули проблему отсутствия пандусов в различных учреждениях, когда она будет решена?

- Мы очень интенсивно работаем над продвижением и защитой людей с ограниченными возможностями, в частности, над проблемой доступности. С будущего года, все поставщики услуг, с которыми сотрудничает Представительство ООН, будут приняты только если приспособят свои помещения и будут соблюдать принцип доступности. Некоторые уже сделали необходимые изменения. В то же время, люди с ограниченными возможностями могут обратиться к властям, если их права нарушаются, а именно подать жалобу в Совет по предупреждению и ликвидации дискриминации и обеспечению равенства. Я гарантирую, что поступит волна жалоб по поводу отсутствия пандусов, так как их нет в большинстве многоэтажных зданий, но, с другой стороны, без волны жалоб изменить ситуацию мы не сможем.

- Как можно исключить дискриминацию и стереотипы, связанные с людьми с ограниченными возможностями, с которыми они сталкиваются в университетах, на работе, в медучреждениях, в повседневной жизни? Какую роль может сыграть в этом пресса?

- Необходимо отличать терпимость к людям с ограниченными возможностями от их принятия. Лично я – за второе. Мы должны не только терпимо относиться к этим людям, но и принимать их, обращаться с ними как с людьми, имеющими те же права, что и мы, являющимися частью общества. А в том, что касается освещения в прессе ситуаций о людях с ограниченными возможностями, мне кажется, что чаще всего говорят о людях в инвалидных креслах, хотя их всего 8%, а материалы о других видах ограниченных возможностей встречаются реже.

- Кстати о прессе: насколько правильные выражения используют СМИ, когда говорят о людях с особыми потребностями? Бывают случаи, когда сознательно или невольно пресса обижает, оскорбляет неадекватными словами? Что Вы посоветуете журналистам в этом смысле?

- Очень важно использовать правильные выражения, когда мы говорим с людьми с ограниченными возможностями или о них. Не следует делать акцент на ограниченных возможностях, характеризовать людей с медицинской точки зрения, потому что так их можно оскорбить. Часто можно услышать такие слова как «шизофреник», «эпилептик», «инвалид», «здоровый ребенок», «нормальный ребенок», как будто есть и «нездоровые дети» и «ненормальные дети». Часто встречаются репортажи, в которых люди с ограниченными возможностями представляются как жертвы, беспомощные, или видео, показывающие уязвимость человека. Нам нужно намного больше положительных примеров. Общество видит людей с ограниченными возможностями такими, какими их представляет пресса. Важно, чтобы пресса концентрировалась на личности людей, а не на их ограниченных возможностях.

Для разрушения стереотипов, сегодня нет передач с участием людей с ограниченными возможностями, хорошо продуманных информационных кампаний, консультаций с экспертами. Я призываю все средства массовой информации подумать о реальных и конкретных действиях, которые они могут предпринять для разрушения стереотипов в обществе.

В этом смысле, Представительство ООН планирует организовать летние школы для журналистов, тренинги на тему языка, исключающего дискриминацию, особенно для молодежи.

_____________
Данный материал выполнен в рамках проекта ”Борьба с дискриминацией путем продвижения успешных практик, вовлечения граждан и увеличения ответственности прессы” выполняемого организацией Центром независимой журналистики внедряемого при поддержке проекта «Поддержка национальных учреждений, занимающихся поощрением и защитой прав человека в соответствии с рекомендациями международных договорных органов и УПО» финансируемого Министерством Иностранных Дел Норвегии, и реализуемого Программой развития Организации Объединенных Наций в Молдове (ПРООН) и Управлением Верховного комиссара ООН по правам человека (УВКПЧ ООН).