Вопрос: Если я звоню сановнику, государственному служащему и представляюсь журналистом, должен ли я сообщить собеседнику, что записываю разговор? А если не сообщу, смогу ли я потом обнародовать запись в своем материале?
Ответ: Согласно Деонтололгическому кодексу журналиста, использование специальных технических средств во время журналистского расследования оправдано только когда существует общественный интерес или же когда информация не может быть получена иными средствами.
В этом контексте можно привести в качестве примера опубликованное в феврале 2015 года постановление ЕСПЧ «Халдиманн и другие против Швейцарии», которым были оправданы четыре журналиста-расследователя, осужденные в Швейцарии за обнародование случая коррупции при помощи специальных технических средств. В том случае использование скрытой камеры было оправдано, потому что журналисты расследовали проблему, представляющую общественный интерес.
Следовательно, когда вы звоните служащему или сановнику и желаете записать вашу с ним беседу, профессиональная этика рекомендует вам сообщить об этом собеседнику.
Обнародование записанного разговора без предварительного уведомления лица не должно нанести ущерб чести и достоинству человека/других лиц, не должно содержать персональные данные, подстрекательств и призывов к ненависти и т. д.
Поскольку на первом месте стоит общественный интерес, публикация информации, записанной без предварительного уведомления собеседника, должна преследовать законную цель.
Рубрика «Юрист прессы» была создана Центром независимой журналистики, с целью поддержать деятельность журналистов и учреждений печати, предоставляя правильные решения, соотнесенные с обстоятельствами каждого конкретного случая в отдельности. В каждый пятничный день, можете получать ответы на вопросы, связанные с защитой чести, достоинства и деловой репутации, доступом к информации, правом на частную жизнь, с правовым статусом СМИ, авторским правом и пр. Ответы, предоставленные ранее в рамках этой рубрики можете найти здесь.