Вы здесь

Доступ к информации//Более 20 журналистов перечислили наиболее закрытые для прессы учреждения

17 мая 2021
714 просмотров
За прошедший год Министерство здравоохранения, труда и социальной защиты (МЗТСЗ) оказалось учреждением, с наибольшими сложностями предоставляющим информацию по запросам прессы, согласно ответам нескольких журналистов на вопросы анкеты на портале Media Azi. Вместе с тем личные данные и пандемия COVID-19 вошли в список наиболее часто упоминаемых причин отказа властей предоставлять ответы редакциям.
 
Согласно ответам журналистов, начиная с 2020 г., быстрее всего отвечали на запросы о предоставлении информации Президентура, Генеральная Прокуратура и Министерство внутренних дел (МВД). Президентура упоминалась семь раз, трое журналистов заявили, что они имели в виду период с декабря 2020 г. Среди других организаций, открытых для прессы, были упомянуты Национальный антикоррупционный центр, Центральная избирательная комиссия, Министерство иностранных дел и европейской интеграции, Национальная пенитенциарная администрация, Национальное бюро статистики.
 
 

 
САМЫЕ НЕПРОЗРАЧНЫЕ ДЛЯ ПРЕССЫ УЧРЕЖДЕНИЯ
 
Что касается органов власти, которые отказываются отвечать на запросы, предоставляют неполные ответы или значительно запаздывают с ответами, чаще всего упоминаются Министерство здравоохранения, труда и социальной защиты, Служба информации и безопасности, Министерство внутренних дел и Правительство. Таким образом, в год, когда началась пандемия COVID-19, МЗТСЗ 12 раз упоминалось как организация, наиболее неохотно предоставляющая информацию журналистам. С другой стороны, МВД также входит в число учреждений, готовых сотрудничать с журналистами.
 
Отвечая на этот же вопрос, некоторые журналисты также упомянули Президентуру (указывая, что подразумевается 2020 г.), Национальное агентство общественного здоровья и Центр по государственным централизованным закупкам в здравоохранении. В ответах упоминаются и органы власти левобережья Днестра.

 

 
Журналисты также перечислили темы, на вопросы о которых им было сложнее всего добиться ответов. На первом месте – здравоохранение и, в частности, темы, связанные с COVID-19, за ними следуют сведения о госзакупках. На третьем месте – темы из областей экономики, налогообложения и торговли. Добиться ответов на вопросы, касающиеся государственной безопасности, уголовных дел и сферы юстиции, также оказалось задачей, сопряженной со сложностями, порой государственные учреждения оставляли такое вопросы без ответа.
 
 
ОБОСНОВАНИЯ ОТКАЗА: ПЕРСОНАЛЬНЫЕ ДАННЫЕ, COVID-19, КОММЕРЧЕСКАЯ ТАЙНА
 
Сотрудникам редакций задали вопрос, по каким причинам чиновники чаще всего отказываются предоставить запрашиваемую информацию. Выяснилось, что в таких случаях в первую очередь речь идет о защите персональных данных. Власти также отказывались предоставлять запрошенную информацию из-за пандемии COVID-19. «В Министерстве здравоохранения назвали следующую причину: «Сейчас нам приходится решать более важные задачи – в частности, бороться с пандемией COVID-19, – чем отвечать на ваш запрос», – указывается в ответе одного из журналистов. На коммерческую тайну также нередко ссылаются как на причину отказа выполнять запросы о предоставлении информации.
 
Журналисты настаивали на том, что власти часто попросту игнорировали их запросы: «Мы так и не получили ответа». Другие причины, на которые ссылались представители государства, звучали так: «Мы не считаем, что это необходимо», «У нас нет данных», «Мы не располагаем информацией», «Мы не успеваем. У нас много запросов».


 
НИ ОДНОЙ ПОПЫТКИ ОПРОТЕСТОВАТЬ ОТКАЗ ПРЕДОСТАВИТЬ ИНФОРМАЦИЮ
 
При этом ни один из журналистов, участвовавших в опросе, не обращался в суд с требованием оспорить отказ в предоставлении информации и не подавал жалобы в полицию о привлечении к ответственности лиц, обязанных предоставить запрошенные сведения.
 
Кристина Дурня, юрист Центра независимой журналистики, утверждает, что бенефициары юридических консультаций, предоставляемых ЦНЖ, часто сообщают о случаях, когда государственные инстанции необоснованно отказываются предоставлять информацию или оставляют запросы о предоставлении информации без ответа.
 
Она напоминает, что в случае нарушения права на доступ к информации журналист или СМИ могут подать жалобу в полицию, сославшись на нарушение положений Кодекса о правонарушениях, либо обратиться в суд, так как это «некоторые из самых эффективных средств исправления ситуации, применяемых в восстановительных (восстановление лица в правах) и превентивных целях (наказание, в частности, денежный штраф, дисциплинирует тех, кто обязан предоставлять информацию)». «Несмотря на то, что в настоящее время существует достаточно механизмов для наказания отдельных лиц за такие нарушения, к сожалению, порочная административная практика поставщиков информации продолжает существовать и по сей день. Причина столь «стабильного» игнорирования права на доступ к информации заключается не только в бездействии заявителей, которые не стремятся восстановить справедливость, но и в неправильном порядке административных действий, привычном в практике поставщиков», – объясняет Кристина Дурня.
По ее словам, то, что журналисты не стремятся отстаивать свои права, объясняется нехваткой времени и финансовых ресурсов, а также тем, что такая процедура может оказаться затруднительной для того, кто не обладает юридическими знаниями. «Нынешние реалии свидетельствуют о недостаточной финансовой устойчивости медиаучреждений и, косвенным образом, об их неспособности предоставлять юридическую помощь на постоянной основе. Следовательно, журналисты вынуждены затрачивать время и свои скромные ресурсы, чтобы через некоторое время получить информацию, которая (вполне возможно) им уже и не пригодится», – подводит итог Кристина Дурня.

 
За умышленное нарушение положений закона о доступе к информации лицо, ответственное за разрешение запроса заявителя, рискует быть оштрафованным на сумму от 450 до 750 леев, а штраф, применяемый к ответственным лицам, составляет от 900 до 1500 леев. А в случае предоставления ответа, содержащего явно недостоверные сведения, лицо, занимающее ответственную должность, может быть оштрафовано на сумму от 1350 до 1650 леев.
 
На вопросы анкеты ответили 22 журналиста из редакций Cu Sens, Agora, Ассоциации независимой прессы, Elita TV, Nordnews.md, Radio Europa Liberă, Cotidianul TV, Центра журналистских расследований Молдовы, Newsmaker.md, Ziarul de Gardă, Zona de Securitate, платформы E-sanatate.md, Rise Moldova, TVR Moldova, Pro TV Chișinău, Mold-street.com, Moldova.org.
 
 

Sursa foto: magellan.pro