Представители органов здравоохранения соглашаются предоставлять информацию, запрашиваемую СМИ, только через пресс-службу, и некоторые из задаваемых вопросов остаются без ответа, говорят журналисты, к которым обратилась редакция Media Azi.
«По сравнению с другими госучреждениями, Министерство здравоохранения все же достаточно восприимчиво к запросам журналистов. Однако у них есть только один коммуникатор. Остальные представители министерства не отвечают на звонки журналистов, и все общение осуществляется через одного человека. Так что оно мне кажется дорогой с преградами – когда им звонят, они сразу отвечают, что есть пресс-служба, даже не слушая вопроса», - отметила Диана Попа от канала TV8.
Репортер утверждает, что в Facebook есть общая группа с журналистами и представителями министерства, где журналисты могут задавать вопросы, но не всегда получают ответ. «На половину вопросов отвечают, а на другую половину – нет, наверное, на более трудные или неудобные», - говорит журналистка.
«ХОТИМ БОЛЬШЕ ПРОЗРАЧНОСТИ»
Репортер Даниела Фокша с канала TVR Moldova также не считает общение с чиновниками МЗТСЗ отличным: «Следует признать, что не только в Министерстве здравоохранения, но и во всех учреждениях общение бывает иногда проще, а иногда – сложнее. Учитывая тот факт, что сейчас пандемия и у них много запросов, мне кажется, что коммуникаторы справляются, но мы определенно хотели бы большей прозрачности».
«Некоторая информация приходит тяжело», - добавила журналистка. - «Репортерам, занимающимся новостями, она нужна в рекордно короткие сроки, а мы получаем ее либо через несколько часов, когда новости уже транслируются, либо на следующий день. Когда нам нужна более сложная информация, требующая разрешения на съемку, с посещением учреждений, также возникает бюрократический процесс написания запроса, и его подача и получение ответа требуют времени».
КОНФЕРЕНЦИИ НА ТЕМУ ВАКЦИНАЦИИ: ПОЛЕЗНЫЕ, «НО У НАС ЕСТЬ И ДРУГИЕ ВОПРОСЫ»
Диана Попа утверждает, помимо прочего, что за последние три-четыре месяца, с момента создания специальной группы связи по вопросам вакцинации, информация стала более доступной. Однако еженедельные конференции Национального агентства общественного здоровья (НАОЗ) посвящены только вакцинации. «Журналисты задают и другие вопросы, которые остаются без ответа, поскольку не имеют отношения к теме вакцинации. Очень хорошо, что они организуются, они полезны, но у нас есть и другие вопросы, связанные с Covid, лечением, и не только Covid. Эти темы остаются в стороне», - утверждает ведущая новостей TV8.
Елена Чойна, медиа-координатор платформы E-Sănătate, также утверждает, что НАОЗ в последнее время проявляет большую открытость, «но я подозреваю, что это связано с тем, что они вынуждены чаще предоставлять информацию о Covid, а некоторые их специалисты имеют полномочия по связям с прессой».
СРОЧНЫЙ ОТВЕТ? «НЕВОЗМОЖНО»
Елена Чойна также говорит, что на некоторые из последних запросов, направленных в Минздрав, она еще не получила ответов или подтверждений получения. «Гораздо более сложная» проблема, по ее мнению, имеется в других государственных учреждениях в этой области, таких как Агентство по лекарствам и медицинским изделиям или Центр централизованных государственных закупок в области здравоохранения. «Если ответственные лица отвечают на звонок, они обязательно направляют вас в пресс-службу, куда нужно направлять запросы. Когда нужен срочный ответ, получить его ни в одном, ни в другом учреждении невозможно. У них всегда есть оправдания – то у них заседания, то они не говорят по телефону, что угодно, чтобы потянуть время», - говорит журналистка.
КОММУНИКАТОРЫ МИНИСТЕРСТВА: «МЫ РАБОТАЕМ ДЕНЬ И НОЧЬ»
Консультант по коммуникациям в министерстве Кристина Стратулат утверждает, что ответственные по части информирования отвечают на все запросы, и напоминает о еженедельных пресс-конференциях на тему вакцинации. «Нас всего два человека, и мы работаем день и ночь, отвечаем на все запросы информации. Мы проводим две конференции в неделю, над которыми, над цифрами, очень много работаем, а журналисты даже не открывают еженедельные презентации на сайте. Вместо этого они звонят и спрашивают элементарные вещи, которые публикуются на сайте», - поясняет коммуникатор.
Она настаивает, что, хотя темы конференций НАОЗ посвящены процессу вакцинации населения, журналисты обращаются и с другими вопросами. В этом контексте она также упомянула просьбу к поставщикам медиа-услуг транслировать бесплатно ролики о вакцинации, отметив, что некоторые частные телеканалы готовы транслировать их только на платной основе.
С началом пандемии прямое общение между журналистами и представителями органов здравоохранения во время пресс-конференций было прекращено. Впоследствии несколько медийных организаций под эгидой Центра независимой журналистики создали Кризисную ячейку журналистов, которая обратилась с просьбой об организации пресс-конференций в режиме онлайн с возможностью задавать вопросы непосредственно официальным лицам в контексте пандемии Covid-19. Долгое время, особенно летом прошлого года, журналисты участвовали в соответствующих конференциях, на которых присутствовали специалисты в данной области. В сентябре эти мероприятия прекратились. Представители Кризисной ячейки журналистов повторно обратились в министерство по поводу организации расширенных конференций и получили заверения, что они будут проводиться «в обновленном формате», чего не произошло. Недавно была возобновлена организация пресс-конференций с физическим присутствием журналистов, но только по вопросам вакцинации.