Согласно сообщению для прессы парламента, мероприятие, озаглавленное «Пропаганда и местный продукт – вызовы в медийном пространстве Республики Молдова», проводится по инициативе спикера Андриана Канду.
Так, в пресс-релизе парламента отмечается, в частности, что законопроекты № 125 (ЛП) и № 218 (ДП) были рассмотрены компетентными международными учреждениями, а «проект нового Кодекса телевидения и радио пока не был передан на рассмотрение компетентным международным учреждениям». По утверждениям экспертов в области, проект нового Кодекса телевидения и радио прошел экспертизу европейских учреждений еще в 2011 году.
В какой мере парламент готов принять новый Кодекс телевидения и радио, если выносит одновременно на обсуждение и поправки в ныне действующий кодекс? И какой эффект могут иметь публичные дебаты, объявленные на следующую неделю? Ответить на эти вопросы мы попросили исполнительного директора Ассоциации независимой прессы (API) Петру Маковея и исполнительного директора Ассоциации электронной прессы (APEL) Иона Бундуки. Вот мнения названных двух экспертов в области СМИ.
Петру Маковей, API:
В данном конкретном случае, я почти уверен в том, что Парламент Республики Молдова хочет снова обмануть общественность нашей страны имитацией партисипативного процесса принятия поправок в законодательство о телевидении и радио. Было обещано, что эти два законопроекта (125 и 218 – прим. ред.), инициированные еще в 2015 году, со скандалом, и раскритикованные на национальном и международном уровнях, будут совмещены с проектом нового Кодекса телевидения и радио. Вспомним, что и на Форуме масс-медиа в октябре прошлого года журналистское сообщество потребовало отказаться от них и рекомендовало парламентариям подумать о нормальных положениях по защите информационного пространства Республики Молдова.
Все же, по принципу «Собаки лают, а караван идет», Демократическая партия снова пустила свой каток по общественному мнению Республики Молдова и хочет принять исключительно свою инициативу, которая разработана не только Демпартией, а совместно с Casa Media, плахотнюковским General Media Group. У меня такое впечатление, что до 31 июля будет принят в окончательном варианте проект № 218, а проект нового Кодекса телевидения и радио снова посыпят нафталином и отправят в сундук, пока не сведут к нулю принятие этого важного документа. Для ДП и коалиции, контролируемой на данный момент этой партией, важно принять законопроект № 218, который содержит определенные статьи, благоприятствующие нелояльной конкуренции в сфере телерадиовещания Молдовы. Трест Плахотнюка окажется в привилегированном положении, а мелкие вещатели, которые сейчас не готовы справиться с требованиями по разделу отечественного продукта в той мере, в которой предусматривает данный закон, будут выбиты из рынка.
В последние недели международные организации подвергли жесткой критике этот проект, в частности, относительно запрещения ретрансляции. Мой вопрос таков: если ДП и Плахотнюк борются с пропагандой, почему продолжают ретранслировать главный пропагандистский рупор Кремля – «Первый канал»? Почему не отказывается от ретрансляции, как это сделал Кирилл Лучинский в 2015 году? Он не делает даже этот жест добросовестности. Что и доказывает, что человек хочет обезопасить не информационное пространство Республики Молдова, а собственный бизнес в области масс-медиа.
Ион Бундуки, APEL:
По моему мнению, разумнее было бы организовать дебаты, подобные объявленным на 26 июля текущего года, осенью, после доработки проекта нового кодекса и перед его представлением парламенту для принятия во втором чтении.
С другой стороны: проект нового кодекса был рассмотрен, еще в 2011 году, Берндом Мувисом (Bernd Möwes), Совет Европы; Стивеном Виттлом (Stephen Whittle), Совет Европы; Кэтрин Нюман-Меткалф (Katrin Nyman-Metcalf), ОБСЕ,; Майклом Вагнером (Michael Wagner), EBU-UERT. 25-26 октября в Кишиневе состоялись публичные дебаты по проекту, в которых участвовали двое из названных четырех европейских экспертов.
Любое публичное обсуждение это демократичная процедура, которую можно только приветствовать. Но любое обсуждение может иметь большой, малый или нулевой эффект. Учитывая, что проведение любых дебатов требует времени, человеческих усилий и денежных средств, мы каждый раз ожидаем большой эффективности.
Искренне хочется, чтобы так было и в случае этого публичного обсуждения. Но не уверен, возможно, по той причине, что эффект - предсказуемый.
Фото источник: www.zdg.md