Отменённое положение гласило, что лишь три субъекта могли получить информацию о лице, подавшем декларации на основании закона о «налоговой амнистии»: Национальный орган по неподкупности (НОН), Служба по предупреждению и борьбе с отмыванием денег (СПБОД) и собственно владельцы деклараций.
В Постановлении суда отмечается, что при рассмотрении дел о доступе к информации, касающейся «закона о налоговой амнистии», Государственная налоговая служба и судебные инстанции будут учитывать вклад запрашиваемой информации в обсуждение, представляющее общественный интерес, степень известности лиц, которых касается запрашиваемая информация, содержание, форма и последствия публикации информации и другое. «Экономическую деятельность субъектов налогового декларирования, которые получили имущество, не задекларировав его в установленный законом срок, нельзя считать исключительно личным вопросом и нельзя безосновательно исключить из сферы общественных интересов», – также утверждается в документе.
Об этом КС уведомил суд Кишинэу сектора Рышкань, по запросу организации «Юристы за права человека». Ещё в октябре 2018 г. Ассоциация запросила у Государственной налоговой службы информацию, представляющую общественный интерес, об именах лиц, которые с 17 августа по 10 октября 2018 г. добровольно задекларировали имущество, их ценности, общей сумме налогов, перечисленных в государственный бюджет вследствие декларирования и поименный список налогоплательщиков, которые воспользовались налоговым стимулированием.
Государственная налоговая служба отказалось предоставить данные, ссылаясь на статью, в которой говорилось, что СМИ и НПО не находились в списке субъектов с правами доступа. Юристы за права человека оспорили ответ в суде, где также было отменено положение, исключающее признание неконституционности. Адвокат Виталие Замэ, представитель ассоциации «Юристы за права человека», заявил, что положение противоречит Конституции. «Статья, которую объявили неконституционной, является недействительной, как будто её больше не существует. В ходе разрешения дела, суд должен учитывать критерии, изложенные Конституционным судом», – прокомментировал юрист постановление суда.
Ранее Татьяна Пую, эксперт в области законодательства о СМИ, сказала нам, что данное положение закона о налоговой амнистии противоречит правам прессы, установленным налоговым законодательством и, тем самым, ограничивает право журналистов на доступ к информации.
Закон о добровольном декларировании и налоговом стимулировании был принят 27 июля 2018 года и вступил в силу 17 августа. Добровольное декларирование имущества завершилось 1 февраля 2019 года. Известный как «Закон о налоговой амнистии», данный документ предусматривает возможность декларирования того имущества и тех финансовых источников, которые ранее не были задекларированы и, соответственно, не облагались налогом – что дает возможность их легализовать.